Как избежать блокировки сайта

В последнее время существенно ужесточились требования законов к содержимому интернет ресурсов и личных страниц в соцсетях. Обратившись к профессионалам, оказывающим услуги по поддержке и развитию сайта, Вы сможете избежать многих неприятностей, связанных с санкциями со стороны контролирующих органов, за нарушения в размещение на сайте контента. В данной статье мы расскажем, что именно подпадает под определение «запрещенный контент», как не получить штраф и не потерять свой проект.

blokirovka.jpg

Единый реестр запрещенных сайтов

Начиная с 2012 года, действует Единый реестр доменных имен, сетевых адресов и указателей веб-страниц, позволяющий определять ресурсы, содержащие информацию, запрещенную российским законодательством. Реестр создан Роскомнадзором (РКН). Попасть в него сайт может на основании решения суда и в досудебном порядке по такому алгоритму:
  1. В РКН поступает жалоба о присутствие на сайте запрещенного контента;
  2. Проводится проверка и ее результаты направляются хостинг-провайдеру;
  3. Хостер ставит в известность владельца ресурса;
  4. Если в течение 3-х дней запрещенная информация не удалена, сайт добавляется в Реестр и провайдер блокирует его.
Причины, по которым сайт вносится в Реестр без судебного решения:
  1. Пропаганда наркотиков;
  2. Детская порнография;
  3. Пропаганда суицида.

Пропаганда наркотиков

Ответственность за рекламу и пропаганду наркотических веществ подробно описана в ст. 6.13 КоАП РФ. Физическое лицо может быть оштрафовано на 4000-5000 рублей, должностное – на 40000-50000 рублей, юридическое – на 1000000 рублей. Кроме того, предусматривается конфискация пропагандистских и рекламных материалов и оборудования, применяемого при их производстве. Под столь строгие санкции не попадает лишь реклама незапрещенных к медицинскому использованию наркотических и психотропных препаратов в специальных изданиях для фармацевтов и медработников.

Порнографические материалы

За публикацию материалов, содержащих изображения несовершеннолетних в обнаженном виде, производится быстрая и решительная блокировка РКН. Помимо этого есть реальная угроза получить до 10 лет лишения свободы согласно ст. 242.1 УК РФ. Хранить порнографический контент со «взрослыми» допускается для личного пользования, но если вы решите отправить знакомому ссылку на порно-ролик или добавите ее в сообщении в соцсети – эти действия будут расценены, как распространение порнографической информации, которое наказывается штрафом до 300000 рублей или реальным сроком (до 5 лет) согласно ст. 242 УК РФ.

Пропаганда суицида

О запрете публикации призывов совершить самоубийство, и способах его реализации говорится в ст. 15.1 ФЗ. Но, как показывает практика, под блокировку может попасть любая информация о суициде, в том числе и о причинах, по которым человек решился на этот поступок. Согласно ст. 110.1 УК РФ наказание за пропаганду суицида, в том числе «советы и указания» предусматривает лишение свободы на срок до 4-х лет, в случае если это не повлекло за собой летального исхода.
В ФЗ № 139 от 28.07.2012 г. прописаны эти 3 повода, однако блокировка ресурса может производиться и по другим причинам. Причем они способны привести не только к блокировке, но и к выплате крупных штрафов и даже тюремным срокам.
Проверить, имеется ли ваш сайт в Реестре, можно на сайте РКН - http://eais.rkn.gov.ru/. Решение внести ваш ресурс в данный список можно обжаловать в судебном порядке.
Кроме приведенных выше 3-х причин следует быть внимательными со следующими темами.

Нецензурная лексика

Стоит напомнить, что согласно закону «Об информации», начиная 2014 года, любой ресурс или страница в социальной сети с посещаемостью свыше 3000 пользователей в сутки приравнивается к СМИ. В соответствии с законом «О СМИ» штраф за использование нецензурных выражений для физических лиц составляет 2000-3000 рублей, должностных особ – 5000-20000 рублей, юридических лиц – 20000-200000 рублей. В случае многократного повторения нарушений, СМИ блокируется.

Экстремистские материалы и призывы к терроризму

Согласно закону «О СМИ» публиковать какие-либо материалы и призывы к экстремистской и террористической деятельности строго запрещено. При сообщении о терактах не допускаются технические подробности их проведения, такие как, например, характеристики используемого оружия или взрывчатых веществ.
Согласно ст. 205.2 УК РФ запрещается публиковать нацистскую символику. Нарушение этого требования влечет за собой блокировку ресурса и уголовный срок. Если в сообщении есть упоминание обществ, входящих в список запрещенных организаций, рядом обязательно должно идти указание о запрете. За призывы к экстремизму с использованием СМИ или в интернете ст. 280 УК РФ предусматривает лишение свободы до 5 лет.

Персональные данные

Соблюдение требований закона № 153-ФЗ позволит избежать штрафа за неправильное обращение с персональными данными граждан. Штраф за отсутствие на сайте информации о политике конфиденциальности для индивидуального предпринимателя составит 10000 рублей, юридического лица – 30000 рублей. Руководитель или владелец новостного ресурса или интернет-магазина, обрабатывающий личные данные пользователей без их согласия, получит штраф до 20000 рублей, юридическое лицо – до 75000. Количество штрафов будет равняться числу нарушений. Также человек, чьи данные были получены незаконно, имеет право обратиться в суд для взыскания морального вреда и получить приличную компенсацию. По решению суда СМИ за разглашение личной информации может быть и вовсе закрыто.

Оскорбление чувств верующих

В соответствии со ст. 148 УК РФ оскорбление чувств верующих влечет за собой штраф до 300000 рублей или в размере заработной платы (другого дохода) виновного за период до 2-х лет, или обязательные работы до 240 часов, либо принудительные работы сроком до 1 года, либо лишение свободы на 1 год.
Это касается и публикации запрещенной информации на сайте или в блоге.
Чтобы доказать виновность стороне обвинения нужно будет убедить суд в том, что:
  • Информация публиковалась в открытом источнике;
  • Преследовалась цель оскорбить: данные подавались в неприличной форме;
  • Было выражено неуважение к обществу в целом.

Авторские права

blokirovka-sajta.jpg
Под определение «нарушение авторского права» попадает распространение интеллектуальной собственности, плагиат. Это может быть программное обеспечение, музыкальные композиции, книги, фильмы и пр. Если стоимость объекта авторского права превышает 50000 рублей, согласно ст. 146 УК РФ предусмотрен штраф до нескольких сотен тысяч рублей, исправительные работы или реальный срок до 6 лет.
Если стоимость авторских прав менее 50000 рублей, ответственность регулируется Гражданским кодексом, ст. 1259, ст. 1228, ст. 1281, ст. 1301, ст. 1252, ст. 1291, ст. 1484.

Клевета

Перед тем, как опубликовать на сайте или в блоге информацию, способную навредить чьей-то деловой или личной репутации, будьте готовы доказать ее правдивость в суде. Кроме возмещения морального вреда, согласно требований ст. 152 ГК РФ, вас могут оштрафовать на сумму до 5000000 тысяч рублей или назначить обязательные работы на срок до 480 часов согласно ст. 128.1 УК РФ.

Что делать, чтобы избежать блокировок сайта и наложения штрафов

Старайтесь быть в курсе всех последних изменений в законодательстве. Новые законы и указы президента, правительственные постановления и прочие нормативные документы публикуются в разделе «Горячие документы» системы «Консультант Плюс», а также в аккаунте Роскомнадзора в Twitter.
В России имеются и организации, которые оказывают помощь жертвами блокировок. Одной из наиболее популярных считается «Роскомсвобода». На ее сайте можно получить консультацию о том, как обжаловать блокировку и получить необходимую информацию о деятельности РКН.

Закон о рекламе

Изменения в законах №38-ФЗ и №135-ФЗ происходят настолько часто, что многие бизнесмены просто не успевают с ними ознакомиться. Некоторые предприниматели и вовсе считают, что соответствовать всем этим требованиям нереально. В рамках этой публикации постараемся выделить самые распространенные из них.
На организацию может быть наложен штраф до 500000 рублей, а на ее руководителя – до 20000 рублей, если реклама:
  1. Недобросовестная. В рекламном сообщении используются некорректные сравнения с продукцией других организаций, наносится вред репутации конкурентов;
  2. Недостоверная. Содержится информация, не отвечающая действительности;
  3. Неэтичная. Имеется нецензурная лексика, высмеиваются государственные или религиозные символы, объекты культурного наследия, национальность, пол, раса, профессия и другие признаки;
  4. Рассылается без согласия получателя. ФАС может оштрафовать за рекламную рассылку по sms и e-mail.

Добросовестность

При подготовке рекламных материалов следует тщательно подбирать формулировки. Подчеркивая преимущества продукта или услуги, осторожно используйте сравнительные и превосходные степени, а также выражения «уникальный», «безупречный», «первый» и т.п. Если доказать это вы не можете, есть риск получить штраф.
Если продукт действительно обладает определенными преимуществами, подробно опишите их и приведите данные, которые могли бы это подтвердить (к примеру, исследования независимых и официальных экспертных групп).

Достоверность

Следует проверять сведения, которые будут включены в рекламу, на наличие двойного смысла. В пример можно привести случай, когда ФАС обязал выплатить компанию «МТС» штраф в размере 400000 рублей за недостоверную информацию о предоставлении услуг интернет «по всей территории РФ».
Также запрещается умалчивать о существенных качествах и условиях использования товаров и услуг, способных исказить смысл рекламы. К примеру, в рекламе медицинского центра было указано, что прием пациентов оказывает известный врач. Однако записаться на прием к нему оказалось невозможно. Сотрудники центра ссылались на длинную очередь и предлагали клиентам выбрать других специалистов. Проверка, проведенная ФАС, доказала что известный врач принял в клинике всего одного клиента, а остальные пациенты оказались обманутыми.
Если рекламируются БАД (биологически активные добавки) не допускается использование слова «лечение» в любой его форме. Реклама лекарственных препаратов, медтехники, БАД, медицинских услуг обязана содержать предупреждение о необходимости прочтения инструкции и получения консультации врача, или должны оглашаться противопоказания к применению рекламируемого средства.
Если в рекламном сообщении указана стартовая цена, клиент должны иметь возможность купить товар по этой стоимости. Примером нарушения закона стала реклама жилищного комплекса, где говорилось о том, что цены на объекты недвижимости стартуют от 1500000 рублей. При обращении потенциального клиента в компанию ему сообщили о том, что квартиры по такой стоимости давно распроданы. Клиент принял решение подать жалобу в ФАС и компанию обязали выплатить штраф.
Реклама не должна содержать:
  • Непристойные и нецензурные выражения, в том числе на иностранных языках. Зашифрованные звездочками или замазанные слова ФАС, как правило, сразу оценивает как неэтичные;
  • Контент с сексуальным подтекстом;
  • Сцены курения или употребления алкоголя;
  • Изображения полуобнаженных и обнаженных человеческих тел, в том числе схематичные;
  • Дискриминацию человека по полу, расе, национальности и прочим признакам;
  • Изображения государственных символов (гимна, флага, герба);
  • Изображения противоправных действий;
  • Изображение людей без их согласия.

2 способа проверки рекламы, практикуемые ФАС:
  1. Самостоятельна оценка сотрудниками ведомства. Экспертная оценка выносится на основании личного восприятия рекламы членами комиссии. При создании рекламных сообщений и роликов, старайтесь избегать двусмысленных слоганов и полуобнаженных участников;
  2. Реклама выносится на общественное обсуждение. К промеру, ФАС ставит вопрос на голосование среди посетителей официального сайта или пользователей социальной сети. Положительную оценку должны дать более 70% опрошенных. Если вы решите самостоятельно провести подобное анкетирование, нет гарантии, что мнение ФАС совпадет с полученным вами результатом.

Согласие получателя

За рекламные сообщения, доставляемые целевой аудитории по средствам sms и e-mail-рассылки также можно быть оштрафованным ФАС. На сегодня эта самая распространенная причина обращения в антимонопольный комитет, связанная с вопросами рекламы.
Согласно законам №63-ФЗ и №149-ФЗ единственным подтверждением согласия пользователя получать ту или иную информацию является электронная или физическая подпись пользователя. Потребовать ее при электронной рассылке компании не могут. Чекбокс с галочкой, поставленный человеком под предложением о подписке, ФАС также не считает достаточным доказательством согласия.
Во избежание штрафа следует подготовить основательную доказательную базу:
  • Сохраняйте историю переписки и действий подписчика;
  • Применяйте двухэтапную регистрация при оформлении подписки (DoubleOpt-In) – от клиента потребуется поставить галочку и ответить на письмо-подтверждение;
  • Добавьте в рассылку и на сайт пользовательское соглашение. В нем должен быть пункт, предупреждающий клиента о том, что вы можете использовать его адресные данные для рассылки;
  • В общем договоре с пользователем должны быть пункты об обработке персональных данных и информировании по sms, E-mail и пр.

Прочие пункты

Несколько важных правил, не относящихся к рассмотренным выше категориям:
  • Запрещается использовать слово «оружие» в рекламном сообщении невоенного назначения;
  • Не разрешается использовать изображение медицинских сотрудников в рекламе услуг и товаров немедицинского назначения;
  • Реклама с иностранными словами должна содержать перевод;
  • Цены указываются только в рублях. Эквивалент в иностранной валюте может фигурировать только в качестве дополнения.

Требования к сайтам образовательных, культурных и медицинских учреждений

Сайты таких организаций должны отвечать целому ряду требований к их наполнению. Даже небольшое нарушение может повлечь серьезные проблемы, вплоть до закрытия учреждения. Перечень соответствующих нормативных актов:
  1. Образовательные учреждения —  Постановление N 582
  2. Культурные учреждения —  Приказ Минкультуры № 277
  3. Медицинские организации —  Приказ Минздрава N 956н

Звоните +7 (495) 998-25-64 - решим любую задачу.





НАЗАД К СПИСКУ