Удобная навигация и интуитивный интерфейс – одни из главных принципов юзабилити сайта. Правило 3 кликов как раз касается возможности пользователя получить необходимую информацию всего за три щелчка. В противном случае посетитель может разочароваться и покинуть веб-ресурс.
Данное правило негласно принято в кругах оптимизаторов, специалистов по юзабилити, web мастеров, занимающихся поддержкой сайта. Зачастую его используют при проектировании структуры ресурса, размещая страницы таким образом, чтобы между ними получилось не более 3 кликов.
Одним из первых понявших важность удобства навигации был Майкл Ворбургер, который еще в 1998 году в статье Yet Another Style Guide описал это правило. В качестве широко распространенной концепции правило трех кликов было описано в книге Taking Your Talent to the Web Джеффри Зельдмана, увидевшей свет в 2001 году.
Однако эти предположения так и не были подтверждены фактами. Первые исследования трафика провел Том Кюглера на основании 100 корпоративных сайтов и сделал вывод, что более 75% посетителей просматривают на сайте не более 3 страниц. Более масштабно вопрос проработал Джошуа Портер в 2003 году, анализируя поведение 44 пользователей, выполнивших 620 заданий, на которые им понадобились более 8 000 кликов. В результате выяснилось, что желание покинуть сайт после 3 щелчков было выше, но некоторые пользователи совершали и по 25 кликов в поисках нужной информации.
Синий цвет – % выполненных заданий в соответствии с числом кликов, оранжевый — % безуспешных попыток
Участникам опроса дополнительно задавали вопрос, насколько они удовлетворены или разочарованы. Выяснилось, что меньшее количество кликов не сделало их довольнее.
% недовольных пользователей в соответствии с числом кликов.
Согласно данному исследованию стало известно, что пользователи недовольны тем, что им пришлось потратить много времени на поиск информации, и что сайт был бы лучше, если снизить количество кликов. По их мнению, они тратили лишнее время на поиск информации, размещение которой неочевидно.
Вред правила трех кликов
Оказывается, данное правило может не только помочь, но и навредить поисковой оптимизации сайта, испортить пользовательский опыт. Дизайнеры и оптимизаторы, строго следующие «трем кликам», сталкиваются со следующими проблемами с юзабилити:
- Меню слишком широкое и содержит большее категорий, чем на первом уровне – занято много места, не помещаются надписи, PR главной страницы размывается, происходит деление ссылочного веса между ссылками меню;
- На первом уровне остается только несколько крупных категорий, а все подкатегории уходят на второй уровень, что усложняет ориентацию пользователей в огромном списке разделов. Пользователь сталкивается с необходимостью чтения длинных списков, долгим скроллингом.
Не более 7 категорий
Это правило касается основной навигации. Оно также не имеет жесткого подтверждения на основании исследований и в некоторой степени идет в разрез с правилом 3 кликов. Веб-мастера занимающиеся оптимизацией сайта и дизайнеры, старающиеся следовать обоим правилами, могут, наоборот, усложнить навигацию.
Правило 3 кликов справедливо, если оно помогает сделать путь к информации проще. Однако многие веб-мастера злоупотребляют им, стремятся уменьшить количество кликов и слишком расширяют меню, помещают на страницу больше контента. В итоге на поиск пользователь тратит больше скроллов и времени, что негативно отражается на удобстве работы с ресурсом.
Где важно число кликов?
Чем глубже вложенность страницы, тем больше кликов требуется, чтобы перейти на нее с главной. Поисковые боты начинают сканировать ресурс с главной и страниц второго, третьего уровня и т.д. Появление ссылки на новый пост с важной страницы сигнализирует боту о том, что ее необходимо просканировать.
На основании многолетнего опыт специалистов интернет агентства «АСТОНИ» правило было дополнено – ни одна важная страница не должна быть удалена более чем на 3 клика от главной или другой авторитетной страницы.
В таком случае ссылочный вес, идущий от главной страницы, будет предан на приоритетные страницы, что ускорит их индексацию и усилит авторитетность.
Передача ссылочного веса от главной страницы
Если применять правило 3 кликов для других страниц, при размещении большого объема линков на главной, ссылочный вес будет размываться, делиться.
Несмотря на то, что веб-мастера, занимающиеся комплексной поддержкой сайта, придерживаются мнения, что приоритетные страницы должны располагаться в зоне 3 кликов от главной, возникают ситуации, когда применять это правило бессмысленно.
Как оптимизировать структуру сайта, не считая клики?
Подсчет кликов – довольно грубый способ оценки эффективности выполнения задач. Вместо этого лучше использовать следующие приемы:
- Быстрая загрузка. Постарайтесь сделать время загрузки страниц минимальным. Для этого потребуется уменьшить вес страниц (к примеру, с помощью, минификации, gzip, brotli и др.), а также оптимизировать код;
- Продуманная структура. Упрощенная структура сайта позволит легко отыскать нужную категорию, а веб-мастеру – перенаправить вес на важные страницы. Необходимо выделить приоритетные пользовательские потребности и поместить ссылки на соответствующие страницы с главной или других важных страниц;
- Удобное меню. Чем больше уровней в меню, тем сложнее пользователю обыскать именно тот раздел, который ему нужен. Посетителю приходится переходить по всей цепочке, открывая разные разделы. Лучше использовать мега-меню, которое позволит видеть, какие подразделы имеются в категории, что дает возможность быстрее отыскать то, что нужно.
Пример мега-меню
- Понятные анкоры. Ссылки должны содержать понятые анкоры, чтобы пользователь сразу смог определить, что его ждет в разделе;
- «Хлебные крошки». Необходимо указывать путь от главной к текущей странице, чтобы посетитель смог вернуться на предыдущую страницу или главную в 1 клик.
Правило 3 кликов не основано на масштабных исследованиях и не подкреплено какими-то конкретными данными. Его можно рассматривать в качестве рекомендаций для навигации к приоритетным страницам, чтобы рациональнее распределять ссылочный вес и оптимизировать время на поиск нужного раздела. Во всех остальных случаях скорость работы сайта, простота навигации и соответствии контента запросам важнее количества кликов, которое требуется пользователю для решения задачи.